Педагогическая технология развития диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности

Словом можно порадовать и приласкать,
Словом можно обидеть и наказать,
Словом можно упрашивать и рассмешить
Словом можно радость людям дарить
Т.В. Иванова

1.Цель педагогической технологии:

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
В основе технологии лежат три принципа:
1 принцип – Принцип внимания к «Матери языка», т.е. умение ощутить и услышать, модулировать своим голосом.
2. Принцип – Принцип оценки выразительности речи, следование которому предполагает развитие чувствительности к эмоциональным оттенкам речи и доступности к различным эмоциональным состояниям.
3. Принцип – Театрализация, как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка и самоконтроля.

2.Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии:
•Речь – это важнейшая психическая функция человека. Через диалог с другими личностями, другими культурами он проявляет способность к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности.
•Диалог – одна из главных составляющих в речевом развитии дошкольников. Диалог представляет один из возможных путей речевого воспитания детей и направлен на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и детьми). В то же время коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника.
•Диалогическое общение обеспечивает гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка. Диалог дает ребенку широкую ориентировку в типичных способах словоизменения, воспитывает языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помогает на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.
•Наиболее эффективным педагогическим условием развития диалогической речи детей дошкольного возраста является использование элементов театрализованной деятельности. Это объясняется тем, что театральное искусство очень близко и понятно детям. В процессе театрализованной деятельности заметно улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, проявляется активность воспитанников. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. В процессе работы над репликами персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
•Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста будет происходить эффективнее, когда воспитатель использует соответствующий театральный репертуар; создает в группе интегративную театрализованную среду; организует регулярную совместную театрализованную деятельность с детьми в педагогическом процессе детского сада.

3. Условия реализации технологии
•Педагогическая технология реализуется воспитателем, который: организует совместную театрализованную деятельность с детьми; создает интегративную театрализованную среду, как внешние условия, инициирующие развитие и обогащение диалогической речи дошкольников.
•Театрализованная зона должна предусматривать маски, атрибуты и декорации для обыгрывания сказок, литературных произведений в различных видах театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный, театр рукавички и т.д.), так как наглядность должна сопровождать процесс обучения языку на всех этапах. Магнитофон, диски и кассеты с записями спектаклей и тренинговыми диалоговыми этюдами.
•Работа по обучению диалогической речи с использованием элементов театрализованной деятельности может быть организована на занимательных делах по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию, театральном часе, на развлечениях. Данная работа возможна в индивидуальном режиме.

Ожидаемый результат:
•Ребенок умеет пользоваться словом, мимикой, жестом, движение, дикцией, выразительностью и эмоциональностью голоса и его оттенками для передачи состояния героя, его отношения к окружающему.
•Умеет разбираться в понятиях и нравственных оценках. В разговоре уверен, интересен как собеседник.
•Умеет слушать и понимать, сочувствовать и помогать. Не проявляет негативности по отношению к окружающему (ни словом, ни делом).
•Умеет сыграть роль как «актер».
•Индивидуален в своих творческих поисках и активном участии в театральном действе.

Рекомендуемый репертуар для детей дошкольного возраста:
«Волк и семеро козлят» (составление диалогов по содержанию с использованием кукольного театра);
«Ну, погоди!» (составление диалогов по содержанию с использованием настольного театра);
«Волшебная страна «Зверобой» (по мотивам сказки С. Козлова, заполнение пропусков в диалоге, инсценировка);
«Теремок» (драматизация сказки с составлением диалогов по содержанию);
«Как желтый цыпленок знакомился» (дидактический рассказ с инсценировкой);
«День рождения Тишки» (дидактический рассказ с инсценировкой);
«Как петушок и курочка иголку просили» (диалогические тренинги по образцу с использованием теневого театра);
«Бобовое зернышко» (придумывание реплик на месте пропусков с использованием театра перчаток);
«Репка» (инсценировка с отработкой просьбы);
«Качели» (театр игрушек с отработкой извинений);
«Самое страшное» (инсценировка с употреблением речевых штампов по рассказу Е.Пермяка);
«Перчатки» (упражнение детей в отработке речевых штампов с использованием театра игрушек);
«На горке» (инсценировка по дидактическому рассказу с отработкой речевых штампов).

4.Этапы педагогической технологии

Описание
•Создаем условия – интегративную театрализованную среду – для реализации этапов данной педагогической технологии.
•Разрабатываем конспекты занятий по обучению дошкольников диалогической речи с использованием элементов театрализации. Обогащаем опыт детей новыми художественными впечатлениями и образам в ходе слушания художественных произведений, обогащаем сюжеты детских игр инсценировками и драматизациями, обучаем детей умению вести диалог, используя речевые штампы.
•Осуществляем итоговую диагностику развития диалогической речи с использованием элементов театрализации.

1 этап
Подготовка компонентов театрального уголка в группе:
- Ширма, маски и атрибуты для постановок, куклы, атрибуты и элементы декораций для обыгрывания сказок в различных видах театра, зеркало, магнитофон, диски, кассеты с записями спектаклей и постановок.

2 этап
Примерные конспекты организации процесса по развитию диалогической речи посредством элементов театрализации.

3 этап
Итоговый мониторинг проводится с использованием методов, описанных на этапе первичной диагностики детей. Изучается характер динамики в развитии диалогической речи посредством элементов театрализации у детей дошкольного возраста - диагностический эксперимент. В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования я определила основную цель экспериментальной части работы - выявить уровень развития активной речи детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

Для организации исследования были использованы следующие методики:

1) Методика «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (Анжарова А.И.)
2) Методика «Неоконченный рассказ» (Фопель К).
3) Изучения речи дошкольников в общении со сверстниками (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
4) Методика диагностики развития речи дошкольников (Ушакова Т.Н.)
5) Внешние средства эмоциональной выразительности

Показатели:
Высокий
Поза ребенка, передающего образ (выразительная, соответствует характеру персонажа и сюжетной линии). Жест и движение динамичны, осознаны. Мимика яркая, индивидуальная, отражающая состояние героя. Ребенок уверен в своем «артистическом я». Речь яркая, образная.
Средний
Ребенок активен, но поза невыразительна, часто не соответствует сюжетной линии и характеру. Жест достаточно вялый, неуверенный. Движения напряженные. Мимика «старательная», но не свободная. Речь внятная, достаточно громкая и эмоциональная. Ребенок индивидуален в подходе к передаче характера.
Низкий
Ребенок активен, проявляет большое желание, но не достаточный объем знаний и представлений, скованность, неуверенность не дают ему возможность выразить эмоционально состояние и характер выбранного героя. Мимика крайне бедна, жест, передающий характер и отношение, отсутствует. Речь колеблется от вялой до выразительной. В передаче образа «работает» на повторе, подсказке, чаще подражании.

Выводы
После проделанной работы можно сделать вывод что:
•Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
•Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
•К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занимательных дел.
•Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
•Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.